Главная 5 Книга «Your ПРСТ»
Книга «Your ПРСТ»

На этой странице вы можете познакомится с отрывками из рукописи
«Провокативно Ресурсно Смеховая Терапия — Your ПРСТ».

Если вам интересно получить эту книгу, вы можете оставить свои координаты. Выпуск планируется в 2025 году

Вступление

текст книги представлен в виде ознакомительных отрывков

Надо сразу оговориться, что эта книга только кажется написанной. На самом деле она не написана и никогда не будет написана. Я практик. Я человек, который один и тот же тренинг может проводить на протяжении десятилетий, и он будет всегда разным. Поэтому эта книга всего лишь фиксация того материала и тех размышлений, что накопились за время моей терапевтической практики и оформились в Провокативно-Ресурсно-Смеховую терапию.
Несколько лет я вела обучающие группы для психологов, которые называла «Your ПРСТ». Любой русскоговорящий человек знает этот эвфемизм, заменяющий нецензурные междометия. В моей терапии очень много перевертышей, провокаций, смеха. И данное междометие прекрасно подчеркивают особенность работы в этом ключе. …
Второй моей музой, кроме коллег (как ни странно!) были тоже коллеги. Это люди, которые пришли учиться на мой курс по ПРСТ, и я благодарна им за оказанное мне доверие. … Но у греков были три мойры, а у меня третьим вдохновителем этой книги являются мои клиенты.
Я хочу выразить огромную благодарность им за то, что они позволили мне идти рядом по их сложному и интересному пути в поисках устойчивости и истинного «себя». Каждый из этих людей обогащал меня. В этой книге я привожу различные примеры и пытаюсь в то же время максимально изменить их, показав суть, а не факт. Я меняю пол, имена, но не меняю травму. Дело в том, что каждый из моих клиентов — это огромный мир. Такой же гигантский, непознаваемый и таинственный, как и любой человек. Но травма делает нас меньше. Травма сводит нас до болевой точки. Это похоже на боль при переломе. Если у вас сломана нога, то в первую очередь вы будете чувствовать боль в сломанной ноге. Вы не будете себя ощущать целым телом. Травма работает так же. Где-то есть деструктивные паттерны, которые заставляют сосредотачиваться на себе и подстраиваться. Но все мы намного больше своих травм. А травмы, на самом деле, довольно типичны. А вот то богатство за травмой, позволяющее выйти из неё, очень индивидуально. Поэтому я довольно спокойно буду описывать травмы, потому что они стандартны. Но ваша вдохновляющая работа с ними всегда особенна. Поэтому спасибо вам за это. …
Я делаю главу и около неё компоную некоторую часть тренингов, которая связана с провокацией, смехом и ресурсами. Где-то после главы будет преобладать больше ресурсов, где-то больше смеха. Но, я надеюсь, оглавление поможет вам разобраться. И ещё одно добавление. Я практик, поэтому мне очень сложно записывать тренинги. Дело в том, что практик —это человек, создающий некое процессуальное пространство, в котором много дыхания, боли, игры, смеха. Но это всё очень сложно передать в тексте. Если я опираюсь на формальную фиксацию через расшифровку — волшебство пропадает. Я даже писать такое не могу, потому что мне становится невероятно скучно и занудно. Сколько человек читают инструкции? И я глубоко сочувствую тем, кто их пишет.
Чтобы выкрутиться из этой ловушки и всё-таки написать книгу, я решила, что поступлю следующим образом. Я буду давать название тренинга, его общую характеристику, на что он нацелен, а также краткую партитуру по базовым вопросам, которую я рассматриваю на тренинге. И далее я буду отображать реплики мелодий, которые создают мои клиенты, выходя из травмы в свою устойчивость и радость бытия. Это для меня сложная задача, но я надеюсь, что хотя бы буду ползти в направлении нового типа записи тренингов.

… А теперь приступим.

  1. Вступление
  2. Место смеха в психологическом консультировании.
  3. Караван ресурсов.
    • Львы, орлы и куропатки в семейной истории (тренинг)
    • Магия подарков (тренинг)
    • Маска и личная комедия дель-арте (тренинг)
    • Волшебные слова (тренинг)
  4. Анекдот в психотерапии.
  5. Фарс и фарсовые произведения в психотерапии.
  6. Явление Дурака в России: история вопроса.
    • Работа с образом дурака в терапии — фигуры хаоса.
  7. Музейные пространства как ресурс.
  8. Провокация и анализ через жанровые картины.
  9. Копилка провокативных упражнений.

Место смеха в психологическом консультировании и тренингах

В главе раскрываются особенности смеха и его место в психологических тренингах и консультировании. Автор рассматривает природу и традиции смеховой культуры, опираясь на исследования М. М. Бахтина, С. С. Аверинцева и А. Ф. Лосева. Точка зрения современных исследователей человеческой психики позволяет дополнить общепринятые постулаты и выстроить систему фигур, позволяющих увидеть разный ракурс работы психолога через смеховой континуум.

Особое внимание уделяется формальной стороне нахождения смеха в терапевтическом процессе, а также описываются три блока при использовании смеха в психотерапии: диагностический, ресурсный и провокативный.

Отрывок

… Я не затрагиваю здесь тему позитивного мышления, так как, на мой взгляд, оно имеют косвенное отношение к смеховой культуре. Смеховая культура — это «неготовое, незавершенное бытие», а позитивное мышление — определенная завершающая установка.

Позитивное мышление появилось в результате идей, сформировавшихся в эпоху позднего Просвещения, когда религиозные и психологические экспериментаторы пытались определить влияние наших мыслей на нашу жизнь. В современной психологии это направление активно развивается с 1990-х годов в трудах Насрата Пезешкиана, Мартина Селигмана, Михай Чиксентмихайи, Рика Снайдера и других. Позитивное мышление важная часть психотерапии, но смех не входит внутрь данного направления. Смех более архаичен.

Психотерапевт в позитивном направлении — тренер, психотерапевт в смеховой терапии либо Трикстер, либо Старец.

При использовании смеха в терапии будут бороться две правды. И работу с этим дискурсом нам облегчит осознание своей позиции. Но и эти позиции не соревнуются друг с другом, они существуют как бинарная данность, как существует Луна и Солнце. И особо чувствительные из нас будут на интуитивном уровне ощущать эту подкладку трагедии под нашим разным смехом.

Старец в нас быстрее услышит смех, который встроен в иерархию, как например, иерархия «дурак-умный». А Трикстер скорее заметит смеховой абсурд при наличии двух правд. Интернет предлагает прекрасное объяснение, которое приписывается Владимиру Полякову (ник Bazzlan): «Хотите я скажу вам Правду? Спасибо, у меня своя!». Работа любого психолога в этом случае заключается в рефлексии на тему своей роли в этом процессе и осознания, что именно можно предложить конкретному клиенту.

Рассмотрим кратко 3 крупных блока при использовании смеха в психотерапии: диагностический, ресурсный и провокативный.

Начнем с диагностического.

В этот блок входит все наше знание о том, почему мы смеемся? В личной терапии, например, это может проявляться как «улыбка Гуинплена» у клиента или терапевта. За этой улыбкой может стоять и агрессия, и соревнование, и интеллектуализация, и, конечно, избегание.

С точки зрения диагностики, мы можем рассматривать любимый анекдот клиента как бессознательный вариант снятия напряжения по определенным темам. Чтение подборки анекдотов возможно использовать как мини-тест: где человек смеется или улыбается, там существует напряжение. В продолжение этой темы по анекдотам, мы можем в терапевтическом плане создавать свои исцеляющие списки анекдотов. Данная тема рассмотрена в отдельной главе.

Диагностический блок в групповой терапии чаще всего несет несколько смыслов. Например, смех всех членов группы показывает, что группа доходит до конфликтного для всех вопроса, и таким образом люди быстро реагируют на любую шутку для снятия напряжения и объединения смехом для дальнейшей работы. Эти «точки сброса» могут являться как позитивной переработкой напряжения, так и маркером, что какая-то тема не является на самом деле актуальной для группы. Если тема актуальна, то группа после смеха возвращается к работе. Если тема сложна для группы или не важна, то шутка подхватывается следующим участником, и группа начинает работать на создание ресурсного чувства объединения и радости. Самые мои «смешливые» тренинги были на тему смерти и секса, а самые печальные — на тему подарков. Надо заметить, что если группового напряжения нет, то шутка любого из участников, которая провоцируется его личным внутренним напряжением, либо не подхватывается группой, либо подхватывается только теми, у кого есть идентичное напряжение.

Кроме анекдотов, «смеховая» диагностика возможна через позитивные родовые «пластинки», личные юмористические случаи. Если с этой точки зрения подходить к «юмору висельника», то мы убираем коннотацию «неправильного мальчика/девочки», которому мы грозно грозим пальцем и запрещаем разрядку через смех. Зато приобретаем в лице клиента партнера по анализу своих потребностей и разрешения внутренних конфликтов. В такой ситуации прекрасно подойдет работа по «генеалогии» смеха. Она возможна и на индивидуальных консультациях, и на тренингах. Варианты вопросов:

Над чем смеялись в твоей семье, как и где было можно смеяться, а когда запрещено?
Были ли поговорки в семье о смехе?
Как смеёшься ты сейчас: где, когда, с кем, над чем?
Над чем ты героически смеешься?

Все эти вопросы могут рассматриваться и с точки зрения диагностики, и с точки зрения накопления ресурсов.

Ресурсный блок — этот блок, который в первую очередь связан со страданием. У Виктора Франкла в книге «Сказать жизни — „Да“. Психолог в концлагере» в главе «Лагерный юмор» есть очень емкая метафора: «Своеобразное «заполнение» человеческой души страданием можно было бы сравнить с тем, что происходит, когда в какое-нибудь помещение попадает газообразное вещество. Как бы велико ни было это помещение, газ равномерно заполняет весь его объем. Так и страдание заполняет всю душу, овладевает всем сознанием, независимо от того, велико оно или мало. Выходит, что страдание может быть относительным, как, впрочем, относительна и радость. Ведь человеку подчас бывает достаточно и совсем малого, чтобы буквально прийти в восторг»[1]. Вот это малое мы и можем вспоминать, чтобы увеличить ресурс радости.

Первое и самое простое, что психолог может предложить людям, которые не видят ничего хорошего в своей жизни, это вспомнить любимую еду в детстве, игрушку, запах, одежду, любимые коллекции, друга и т. д. То есть таким образом мы начинаем отвоевывать пространство у страдания. Очень часто клиенты уверены, что они не помнят детства или ничего хорошего в нем не было. Однако конкретные вопросы помогают выскочить из этой матрицы жертвы.

Ресурсы радости, кроме пробуждения памяти о хорошем, актуализируются через работу и с позитивными установками в роду (эту технику я предлагаю на своем тренинге по созданию герба «Львы, орлы и куропатки в семейной истории«[2]). Это важно для клиентов, которых часто обесценивали в семье, и путь к позитивному хвастовству и баловству в стиле Карлсона помогает им переработать мучительную для них зависть. Зависть — это всего лишь наше умение мечтать.

Перейдем к провокативному блоку. Основные методы в провокативном блоке — это фарс, преувеличение, абсурдизация, «волшебная» брань, карнавализация, клоунада, шутовство, запланированная шалость. …

[1] Виктор Франкл. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. М.: Альпина нон-фикшен, 2020.

[2] Смагина С. Ю. Я и Другой. Тренинги. Спб.,1999. — С. 15–24.

«Игра в подкидного дурака» Евдокимов С. 2011.акрил. Из коллекции МСТ

Караван ресурсов

Данная глава посвящена психологическим ресурсам, их видам и особенностям.

Автор предлагает оригинальную трактовку пирамиды потребностей и подробно рассматривает приемы работы с разными видами ресурсов: физиологическими, ресурсами безопасности, принадлежности и любви, успеха, знаний, красоты и творчества, смысла жизни и смеха.

Приводя многочисленные примеры, рисуя яркие жизненные истории, автор выстраивает последовательность вопросов, помогающих как клиенту, так и психологу погрузиться в увлекательный мир исследования ресурса с точки зрения прошлого и настоящего опыта.

Отрывок
При работе с психологическими ресурсами есть две важные особенности: длительность и мимолетность. Ресурс воспринимается как банка варенья. Когда мы называем воспоминания о счастье ресурсом, мы уплотняем счастье, делаем его зримым. Но это только одна часть работы. В детстве каждый из нас знал, что счастье – это каникулы, выигранные фантики, любимая кукла, кораблик в ручье или поход с папой в зоопарк. Счастье было ежедневным, мимолетным и … постоянным. Когда спрашиваешь о счастье взрослых, то сначала перечисляются ценности: здоровье, успешность, деньги, безопасность. Как будто ты присутствуешь на праздновании и говорят тост. Мимолетность счастья уходит, оно перерастает в глобальные ожидания от себя или от мира. Можно ли вернуть эту убегающую мимолетность во взрослую жизнь как постоянную величину? …
У каждого психолога есть своя система, как работать с ресурсами и на консультациях, и на тренингах. И количество вариантов упражнений, вопросов, мягких провокаций меняются от клиента к клиенту. В общей структуре я опираюсь на пирамиду потребностей по Маслоу, только меняю коннотацию. Эта пирамида рассматривается с точки зрения недостаточности и приоритета одних потребностей над другими. Я не являюсь приверженцем точки зрения, что только удовлетворение базовых физиологических потребностей приводит человека к самоактуализации. Ни в коей мере не отрицая физиологические потребности, я не могу не помнить опыт Франкла  или романы/жизнь Юрия Домбровского . Мне кажется, что ресурсное состояние не всегда связано с состоянием наполненности твоего желудка.
Итак, мы перевернем пирамиду потребностей и назовем ее «караваном ресурсов». Если помнить об этих ресурсных блоках, то в тот момент, когда нужна поддержка клиента, мы можем предложить нужный ракурс. Перечислю блоки «каравана ресурсов»:
1.  Физиологические ресурсы.
2.  Ресурс безопасности.
3.  Ресурсы принадлежности и любви.
4.  Ресурс успеха.
5.  Ресурс знаний.
6.  Ресурсы красоты.
7.  Ресурс смысла жизни.
8.  Ресурс смеха.
Я лишь мимолетно касаюсь некоторых аспектов работы по этим блокам, в первую очередь надеясь, что этот текст вдохновит искать свои пути.
 Физиологический ресурс.
Любой ресурс мы рассматриваем и с точки зрения прошлого опыта, особенно детского, и с точки зрения настоящего. Начнем с физиологических ресурсов в настоящем. Я занудный психолог. Я выясняю сначала – сколько человек спит, есть ли у него перерывы на еду, когда он был последний раз в отпуске? Травма и стресс нарушают здоровый ритм жизни.
Вариант работы психолога:
– Что у тебя есть, чем ты можешь похвастаться телесным? – спрашиваю я у клиента. – Ничего? Но я вижу живого человека. Если нечем похвастаться, то я бы сейчас навещала бы тебя на кладбище. Давай попробуем еще раз. Давай заметим тело, что тебе нравится в твоем теле? Ногти? У тебя чудесные ногти! Спасибо, что ты мне сказал про свои ногти. Что еще тебе нравится в твоем теле? Сложно хвалить. Мы запомним, что сложно хвалить. Что-то мешает хвалить. Но, может быть, ты можешь похвалить свое тело за то, что оно какает каждый день? Или за то, что оно может поспать 15 минут и отдохнуть. Или за что-то еще?
Что у тебя есть, чему ты можешь порадоваться, потому что, слава богу, это есть? Ты можешь долго ходить! Как я тебе завидую! Я никогда не могла долго ходить. Это огромный ресурс! Твое умение долго ходить может нам помочь на терапии. Нет, не тратить деньги долго ходя на терапию, хотя это, конечно, было бы приятно, но твоё умение долго ходить может помочь метафорически дойти до твоего смысла, не до моего, не до смысла других людей, не до смысла даже самых умных психологов. Умение ходить – это доходить до своего смысла.
И сколько тебе нужно спать, чтобы хорошо себя чувствовать? Что из заботы о телесности есть в твоем багаже, на что ты можешь опираться? Мне очень жалко, что ты мало спишь. Но попробуй найти то, что ты точно делаешь, и это твоему телу хорошо. Зубы?! Это важно, давай запомним, что ты следишь за своими зубами, и у тебя есть зубы для того, чтобы разгрызать сложные задачи и не забывать про вкусную еду.
Самая распространённая работа с ресурсами – это работа с детскими воспоминаниями. Помните прекрасный бисквит «Мадлен», вкус которого возвращает герою Марселя Пруста его детские воспоминания? И на терапии, и на тренингах я предлагаю выпить эту «прустовскую» чашку чая. А для этого мы будем опираться на органы чувств: вкус, зрение, обоняние, слух, осязание. При размораживании детских впечатлений важны самые простые вопросы: «Что ты любил есть? Кто готовил эту еду? Что ты любил слушать? Что ты любил гладить или трогать? На что ты любил смотреть?» Для людей с диссоциативным расстройством это может помочь нащупать путь к своей телесности.
Вкус жизни. Как просто его было почувствовать в детстве при поедании мороженого, любимой конфеты, пастилы или варенья! Корочка хлеба становилась удовольствием не только гастрономическим. Первый «кус» от семейной буханки маленького хозяина или хозяйки, который (-ая) уже самостоятельно ходит в магазин. И неважно, что у ребенка конца сороковых ценился кусок хлеба, посыпанный сахаром, а у ребенка семидесятых – дефицитная сгущенка. Какая разница, главное – сладость и смак во рту или в фантазии.
Когда я делаю такое упражнение на тренинге, получается просто пиршество воспоминаний. Я приведу некоторые примеры, чтобы вы окунулись в это богатство и вдохновились на свои личные воспоминания.
Примеры ресурсов из детства :
——  «Я любила клубнику со сметаной и сахаром, эклеры с масляным кремом. Трогать себя мягкую и свежую, и трогать щеточку от пылесоса. Самый приятный звук – дыхание моей собаки ризеншнауцера».
——  «Сладкие оладушки от дедушки с жареным луком! На балконе стояли большие бочки с крупами – так приятно было в них засовывать руки. В воскресенье мне давали подольше поспать и самый приятный звук – тишина. Тихие позвякивание посуды на кухне, звук заботы, мне дают поспать и делают завтрак стараясь не шуметь».
——  «Очень любила сгущенку и тушеную капусту с мясом. Ковер на стене, и, засыпая, пальцем водила по узору на ковре. Из звуков в детстве почему-то нравился чуть слышный гимн СССР из радио».
——  «Самое вкусное: жареная картошка с пригарочками. Трогать теплого и пушистого кота. И слушать, как папа поет за столом «Старый клен».
——  «Еще послевоенная радость, когда раз в месяц у нас кололи гуся. В другое время мы ели хлеб, картошку, лепешки. Гусь был редкой радостью. Однажды я, не дожидаясь разрешения старших, вцепился за столом в гусиную ножку, получил крепко ложкой по лбу, но решил – не отдам. Не отдал и был счастлив».
(Львов Б.Н., 1938 г.р. Из коллекции Музея смеха «записки о счастье»)
Если вы обращаетесь к детским воспоминаниям на группе, то можно сделать звуковую дорожку из всех этих шумов и песен. Есть специальные сайты, которые довольно легко позволяют скомпоновать это из своих звуковых коллекций. Для онлайн групп важно увеличивать проявленность и заземление. Если вы обращаетесь к таким воспоминаниям на индивидуальных консультациях, то важно, чтобы человек в реальности самостоятельно вернулся к любимому детскому вкусу, потрогал по возможности то, что нравилось трогать в детстве, послушал «свое звучание» во всех смыслах этой фразы. Как тонко заметила одна моя клиентка: «Я покупаю на распродажах старые духи «Пуазон» – это запах благополучия тех лет, он навевает спокойствие и приносит тишину».
Бён-Чхоль Хан пишет в «Аромате времени» о том, что сейчас возникает ощущение, будто время проходит быстрее, чем раньше . Многие из нас догадались, что мы смертны. И мы пытаемся в одну жизнь вставить пять жизней. Мы торопимся, наше созерцание и замедление исчезает в суете. Настоящее становится выхолощенным. И счастливые воспоминания из детства – один из способов замедления .

1 Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере / Пер. с нем. – М.: Смысл, 2004
2 Домбровский Ю. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Терра, 1992–1993.
3 Реальные воспоминания без изменений, которые клиенты разрешили использовать в тексте, обозначаю
значком — ©
4 Бён-Чхоль Хан Аромат времени. Философское эссе об искусстве созерцания. АСТ., 2021
5 Очень рекомендую карты Марины Абрамович, которая разработала простые и провокативные
упражнения для остановки «крысиных бегов».

Анекдот в психотерапии

В главе раскрывается тема анекдотов и роли их существования внутри психики современного человека.

Автор предлагает рассмотреть анекдоты как личный психологический механизм адаптации человека и раскрывает их суть с точки зрения применения в психологической терапии.

Показано, что использование анекдотов в психотерапии позволяет проработать сложные для пациента темы, установить его мнимые страхи и найти осознанное решение к их преодолению.

Отрывок

Начнем с вопросов
Почему некоторые люди много раз повторяют свой любимый анекдот, хотя каждый раз убеждаются, что другие не смеются?
Каким образом суперкороткий текст может одновременно являться скучной банальностью для одних, точкой гомерического смеха для других и серьезным оскорблением для третьих?
Почему, при всем многообразии методов лингвистического анализа, нет возможности создать «идеальный анекдот» – смешной для всех?
Почему, когда мы начинаем выяснять «про что был тот смешной анекдот» – каждый из слушателей предлагает разный смысл?
Почему часть молодежи якобы не знает анекдотов, а потом все-таки рассказывает свой любимый?
Почему фраза – «я не запоминаю анекдотов», часто произносится людьми с отличной памятью?
Кажется, даже при обсуждении текстов Достоевского разобраться легче, чем в случае с анекдотом среди группы людей.
Анекдот абсурден именно тем, как он живет в психологическом поле. Он ставит нас в тупик своей ложной простотой и прозрачностью смысла.

Внутренняя «трусливость» анекдота под маской бесстрашия останется в нем и тогда, когда он станет больше смеховым жанром, чем биографическим.
Существует парадокс: часто любимые анекдоты, которые рассказчик повторяет в разных компаниях, для слушателей несмешные. Тогда зачем их повторяют? Например, сколько народу засмеется, если вы расскажите такой анекдот:
«- Поручик, вы трус и подлец! Я вызываю Вас на дуэль!
— А я не приду!
— Почему?
— Потому что я трус и подлец!»
Рассказчица удивлялась, что сколько бы она не рассказывала этот, по ее мнению, такой смешной анекдот, почти никто не смеется. Я попросила прояснить, про что этот анекдот и как он связан с реальной жизнью.
Оказалась, этот анекдот описывает контакт с одной из коллег. Коллега пытается манипулировать на работе через негативные эмоции: обзывает, оскорбляет, устраивает истерики. И приходится четко держать оборону и спокойно делать свое дело, не взирая на то, что тебя вызывают на открытую конфронтацию. Этот анекдот прояснял алгоритм контакта и сделал для рассказчика коммуникацию более приемлемой, не смотря на нарушение границ.
Предупреждение о своих особенностях возможны, когда рассказчик их осознает. …
Но чаще всего «застрявший» в голове анекдот показывает экзистенциональный конфликт, и здесь слушатель не важен – главное посмеяться самому. Анекдот «выпрыгивает» из нас всегда ко времени. Но это время, только кажется связанным с реальностью, тогда как на самом деле анекдот маскирует наш внутренний процесс. У анекдота нет автора, но есть рассказчик. Он и является на самом деле автором анекдота, но скрывает это от себя и окружающих.
Когда рассказывают любимый анекдот, решаются две основные задачи: разрядка напряжения и поиск поддержки. Делятся не смехом, а бессознательно ищут подтверждение того, что проблема, которая есть у меня, есть и у других. В этом тумане бессознательности чужой смех делает человека менее одиноким. Но это мифическая поддержка, и когда работаешь в группе с анекдотами, выясняется, что смысл одного и того же анекдота у всех разный.

Анекдот как средство в практической работе психолога

Таким образом, принимая во внимание вездесущность анекдота, становится понятным, что он легко может помочь в терапии, а именно:
1. Получить быструю диагностику тех блоков, которые вызывают внутреннее напряжение, но не осознаются. В конце 90-х гг. вышло 10 томов «Антологии мирового анекдота». С научной точки зрения, это издательство очень непрофессиональное, но как материал для работы в психотерапевтическом поле оно хорошо подходит. Анекдоты собраны по темам и можно просто давать нужный том. В таком же ракурсе можно работать по поисковикам с разнообразными сайтами по анекдотам. Основная задача здесь для клиента и терапевта – выявить то, что вызывает смех и попытаться поговорить об этом без смеха.
С целью проведения такой быстрой диагностики я использую, так называемые, тренинги по анекдоту. На них клиенту просто предлагается минут 10-15 почитать анекдоты на различные темы из любых сборников. В ходе прочтения он должен отмечать те места, которые у него вызывают улыбку или даже смех, то есть откликаются в нем. Так мы находим темы, которые всегда «про него», и я могу предварительно определить, над чем нам дальше предстоит работать ….

1 Антология мирового анекдота: Я вам наработаю…/ Тютелька в тютельку / Всем стоять!..Всем
сидеть!.. / К вам мой попугай не залетал? / От великого до смешного…/ А еще в шляпе!.. / Он меня
любит и любит…/ И тут Вовочка сказал…/ Вот мы-так мы! / -Вы русский? Не-а, я «новый».
Редакционная коллегия: Ю.В. Никулин, Э.А. Рязанов, С.А. Кичигин, М.М. Жванецкий, Г.И. Горин, М.И.
Рыбак. Киев: издательство «Довира»; Москва: Институт социокультурной интеграции; Москва:
Издательство «Собеседник», 1994

Фарс и фарсовые произведения в психотерапии и жизни

В данной главе рассматривается фарс, его особенности и применение в психотерапии. Экскурс в историю позволяет увидеть специфику этого жанра и проследить его развитие. Описывая три главные особенности фарса, автор иллюстрирует их примерами из практики. Отмечается действенность и сложность работы с фарсом, проводится параллель между комизмом ситуаций средневекового фарса и процессом, происходящим на сеансе психотерапии.

Автор делает акцент на том, что смех и юмор занимают особое место в психотерапевтическом процессе.

Показано, что использование анекдотов в психотерапии позволяет проработать сложные для пациента темы, установить его мнимые страхи и найти осознанное решение к их преодолению.

Отрывок

Связь фарса и психотерапии

В фарсе нет ощущения экзистенциональной пустоты, которое является очень тяжелым переживанием, а отсутствие глубины изображаемого подается легко, весело. …
Как это связано с психотерапией? Например, через самоупрощение.
Представим человека, который свою реальность и глубину сокращает всего до одной роли: ему кажется, что за ней больше ничего нет. Что он всего лишь «ворчливый муж» или «страдающая женщина», или «некрасивый подросток» и т. д. Он застрял в этой роли и не может от нее отказаться. Дело в том, что такой отказ приведет к окончательному и бесповоротному ощущению себя Никем. И если уж выбирать между вымышленной ролью и никчемной пустотой, то лучше уж быть «обжорливым Макком», чем «не быть» вообще.
Бесстыдство фарсовой «наготы» бывает очень лечебным, когда мы затрагиваем тему присвоения родительского стыда детьми. Такой стыд возникает у детей, воспитанных телесно зажатыми матерями, у которых есть страх тела: они испытывают стыд, отвращение или страх перед половыми органами. Особенно это касается сыновей: маленькие мальчики впитывают материнский посыл о том, что иметь член стыдно. А так как любовь к маме творит чудеса, в работу тут же включаются разнообразные психологические защиты сыновей для выполнения бессознательного посыла матери «о самокастрации». В дальнейшем этом может выражаться, например, через лишний вес, «дон жуанство» и пр. как отказ от настоящего партнерства; тяга к самопожертвованию как плата за свое мнимое несовершенство.
При помощи терапии через игровое фарсовое начало мы можем освободиться и переработать довлеющие стереотипы и страхи, которые нам мешают. Что случится, если на тренинге мужчины и женщины, например, попрактикуются в «фарсовой наготе»? Возьмут вату и подчеркнут ей свою телесность. И это совсем не то же самое, что делают специальные накладки для увеличения физических форм и придания сексуальности и привлекательности телу. Потому что здесь в работу включается смех, а смех и телесность помогают выдохнуть страх и позволяют внутренне раскрепоститься в карнавальной стихии телесного низа.
Фарс учит нас преодолевать свои страхи через смех. Мы не будем сейчас затрагивать дионисийское начало смеха, поскольку это слишком высокий жанр для фарса. В нашей терапии мы обратимся к сатирам и фавнам, Бахусу и дриадам, к смеху брутальному, желудочному и телесному.
В данной главе я предлагаю рассмотреть в целом особенности фарса как жанра, а также примеры его применения в психотерапии….

… Есть классические герои, которые хорошо позволяют маркировать фарсовое начало. Например, рассмотрим поиск идеальной женщины через роли Дон Жуана, Дон Кихота и Кая. Всех их объединяет Женский образ.
Дон Жуан знает, что вот в той, или в той, или в той, но встретится именно Та, которая принесет Облегчение. Она мудра, красива и бесконечна… Именно с ней появится смысл жизни. Она грааль, который Дон Кихоты, Кай и Дон Жуаны ищут всю жизнь. Она — недостижимая гармония. Когда она приходит на час, на день, на три года — появляется полнота бытия. Ей нужно служить, она поставит тебя на то место, где ты БУДЕШЬ. К сорока годам или раньше, Дон Жуан/Кай замечает, что эта женщина не Снежная Королева — сильная, прекрасная, знающая. И даже не Мария — добрая, всепрощающая, принимающая.
Нет.
Мечта превращается в явь с неидеальным характером. Кай икает от неожиданности, на престоле Снежной Королевы в какой-то момент оказывается Герда, которая пережевывает бутерброд с колбасой и приглашает Кая на борщ!
Где вечность?! Где служение?! Где оправдывающее всю жизнь любовное безумие?!
И наш Кай вновь начинает выглядывать из окна и ждать Снежную Королеву. Новую снежную королеву. Вечную снежную королеву, которая — черт бы побрал солнце! — тает. И Кай рыдает в одной команде с Мизгирем, Лелем и прочими романтичными, тонкими, красивыми, брутальными мужчинами.
И только на заднем плане у Дон Кихота не рассеивается мечта об Идеальной женщине. Для этого нужно немного. Дульсинея не тает при психиатрии. Но нужно ли туда стремиться.

Бесстыдство фарсовой «наготы»

Несомненно, что фарс всегда имеет место в нашей жизни и окружает нас во всем. Нужно только уметь его увидеть. Я предлагаю рассмотреть фарс, опираясь на его формальную структуру в искусстве. То есть попытаться понять, как можно сублимировать психологический диссонанс через фарсовое смеховое начало.
И помня об этом, я часто задаю такой вопрос психологам: говорите ли вы со своими клиентами о фекалиях (если говорить просто — о говне)?
«В высокой драме психотерапии не место данному продукту!» — воскликнет кто-то. Но мы все хорошо знаем, что, когда происходит непринятие своего телесного низа, это проявляется в страхах и психосоматике. И примеров тому огромное множество.
Типичной фразой из поля экзистенциональной тревоги являются высказывания типа: «Боюсь умереть в одиночестве и в своих испражнениях». Согласитесь, вы наверняка не раз слышали такую фразу от людей. Темы испражнений и смерти довольно часто перекликаются. Перечислю лишь некоторые стороны проблемы, которые таким образом маскируются и тесно связаны с экзистенциональным одиночеством и страхом смерти.
К примеру, это чрезмерная материнская паника на тему грязи. У многих родителей из поколения начала 2000-х гг. я отмечала истеричное отношение к детским какашкам. После того, как ребенок сходил в туалет, мама испуганно восклицала: «Ребенок же будет грязный!» — и начинала исступлённо вытирать ему зад. И так могло продолжаться лет до 10-ти, когда ребенок (особенно, если это мальчик) уже начинает испытывать от этого явное неудобство и даже стыд. Однако мать упорно не дает ему возможности сепарироваться от нее и начать отвечать за свой собственный зад. А что такое взрослость, как не глобальная собственная ответственность за чистоту своего зада или принятие его загрязнения?