Трикстер – архетип хитреца, озорника, нарушителя табу, «отец» всех Петрушек, Иванушек-дураков и прочих шутов. Главное для него – игра и смех. Попробуем погрузиться в мир Трикстера для того, чтобы понять, как можно использовать ресурсы смехового мира в психотерапевтической практике. Как внести в позитивную психотерапию — слезы, а в терапию травмы – смех? Как с его помощью актуализировать разнообразные ресурсы, которые есть у каждого из нас в личном опыте?
Смех является важнейшим инструментом провокативных методов, впервые описанных в психотерапевтическом подходе Френка Фарелли. Он позволяют довести до абсурда деструктивное или неэффективное поведение, являющееся источником психологического неблагополучия, чтобы избавиться от него и увеличить степень внутренней свободы человека.
В смеховых методах используется разнообразные формы юмора: анекдот, карикатура, поносные письма, комедия дель-арте, частушки, фарс… Они позволяют решить широкий круг конкретных психотерапевтических задач: проводить «смеховую» диагностику проблем, снижать остроту переживаний клиента, освобождать его от коммуникативного негативизма и оценочности, снимать его психологические ограничения, находить позитивные способы реагирования на травмирующие события. Ресурсная составляющая этих методов помогает нам увидеть «точку счастья» как реальность здесь и сейчас и перестать пребывать в вечном ожидании рая.
На авторскую программу приглашаются дипломированные психологи с опытом индивидуальной психотерапии не менее 100 часов.
Цель:
познакомить участников с психотерапевтической практикой данного подхода на примере работы с распространенными запросами клиентов.
В результате обучения участники смогут:
- познакомиться с инструментами и методами ПРСТ;
- изучить секреты их использования для решения разнообразных психотерапевтических задач;
- получить опыт создания собственного «смехового терапевтического фильтра»;
- использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности и личной жизни.
В программе
Занятие 1
Место смеха в психологическом консультировании и тренинге.
Биография и библиография вопроса. История смеховой культуры. Что нужно знать психологу?
Занятие 2
Типы личности и специальные мишени смеховой терапии.
Диагностика личностного типа с помощью советских мультфильмов. Индивидуальный подход ПРСТ к разным типам людей. Анекдот, юмористические случаи, позитивные родовые «пластинки» как способы для выявления психологических проблем и самотерапии клиентов.
Занятие 3
Работа с внутриличностными конфликтами.
Субличности как метод рефлексии внутриличностного конфликта. Маска как метод психотерапии. Работа с субличностями через маски.
Занятие 4
Терапия психологической травмы.
Позитивная коммуникация как метод терапии травмы. Коммуникативный пирог, или анализ базовых коммуникативных умений с использованием смеховых техник. Восстановление рефлексии, или как говорить «не из травмы»?
Занятие 5
Неуверенностью в себе, зависимость от внешних оценок.
Исторические корни формирования образа дурака и шута в России. Использование провокативных методов в групповой работе со страхом быть дураком. Детская литература про трикстеров как ресурс работы с неуверенными взрослыми.
Занятие 6
«Все понимаю, но не могу избавиться…».
Особенности работы с провокативными договорами и ложной выгодой от деструктивного поведения в процессе индивидуальных консультаций. Семейная терапия по Карлсону. Групповые упражнения на тренингах: «Хор анти-гоны», «Осознанное самозванство» и др.
Занятие 7
Агрессия, буллинг, шейминг и их последствия.
Взаимосвязь сарказма, агрессии и толерантности в психологии. Карикатура как способ осознания и избавления от внутренних дискриминационных механизмов, а также возможность для психологической разрядки и подзарядки.
Занятие 8
Терапия психосоматических расстройств.
Работа с телесным напряжением. Живительный фарс. Роль обсценной лексики на терапии.
Занятие 9
Заключение по курсу.
Работа с терапевтическими кейсами в малых группах с применением техник ПРСТ.
Формы работы
Объем программы 36 академических часов
Удостоверение выдается если курс прослушан в рамках программы института Иматон. Если курс прослушан вне института, выдается юмористическая индульгенция