Псков

Феномен Целостности

Ощущение Целостности и эфемерно, и фундаментально. Оно может исчезать у человека от травматических воспоминаний, от телесных зажимов, от чрезмерных эмоций и проч. Но без ощущения Целостности невозможно радостное бытие. И психологическая жизнь зачастую находится в непрекращающейся динамике обретения и потери Целостности.

На этом интенсиве я предлагаю участникам исследовать этот феномен используя как точку входа псковскую архитектуру, фресковую живопись и иконы. Мы затронем несколько тем: Тело, Свет, Созерцание/Время и Делание (Праксис). Звучит странновато, но потерпите этот чуть мистический налет в анализе.

Я представляю этот процесс как ловлю солнечных зайчиков, которые, надеюсь, каждого из участников приведут к лучшему осознанию своей Целостности.

Заметки по . . .

идеи, адреса, расходы

Oбщее

Икона «Илия пророк с житием и деисусом». Икона из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова. 13 век. Находится в Третьяковской галерее. В центре Илия в тот момент, когда произошло землетрясение и пришло «веяние тихого ветра» и в нем Господь

Собор Богоматери. Псков Последняя четверть XIV в. ГТГ
В центре композиции, на фоне темно-зеленых горок, на оранжевом троне с прихотливо изогнутой спинкой, с белыми занавесками, восседает Богоматерь. Она поддерживает у груди изображение младенца, в двухцветной восьмиконечной славе. Слева — волхвы (надпись: «волхв[ы] кланяються»); ниже, справа — полуобнаженная фигура — олицетворение земли (надпись: «земля верт[еп принесоша]»); слева — полуобнаженная фигура пустыни (надпись: «пустыня ясли даеть»). Внизу певцы в белых одеждах с черными каймами и Козьма Маюмский, читающий книгу. Над горками — ангелы, изображенные без крыльев, и пастыри, В правом нижнем углу — фигура юноши, без нимба, переданная в сильном движении (надпись: «[ко]ля[да] (?)»). На фоне, в верхних углах — поясные Никола и Варвара. Вохрение темно-коричневое с желтыми бликами. Так же написаны обнаженные части тела земли и пустыни. Основные цвета: темно-зеленый изумрудного оттенка, красный оранжевого оттенка, коричневый и белый. Фон и поля цвета слоновой кости перечищены. Первоначально были желтыми.

Тело и целостность

Я часто на консультациях встречаюсь с объектной целостностью, когда человек воспринимает себя через какие-либо жесткие характеристики. Говоря языком искусствоведов, он становится статуарным — застывшим. И это моментально проявляется на телесном уровне. И я предлагаю исследовать эту разницу между объектной и субъектной целостностью.

Спасо-Преображенский собор Мирожского м-ря,
Собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского м-ря,
собор Рождества Богородицы Снетогорского м-ря,
церковь Михаила Архангела с колокольней, церковь Косьмы и Дамиана с Примостья с палаткой под звонницу,
церковь Георгия со Взвоза,
церковь Богоявления с Запсковья,
церковь Николы с Усохи,
церковь Василия на Горке.
церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома.